» » » Сейткали Аманжолов - Методология художественного образования


Авторские права

Сейткали Аманжолов - Методология художественного образования

Здесь можно купить и скачать "Сейткали Аманжолов - Методология художественного образования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сейткали Аманжолов - Методология художественного образования
Рейтинг:
Название:
Методология художественного образования
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0040-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методология художественного образования"

Описание и краткое содержание "Методология художественного образования" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие посвящено историческим, теоретическим и методологическим аспектам художественного образования. В учебном пособии раскрываются специфика и методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе в ее историческом развитии. Книга подготовлена в соответствии с новыми требованиями стандарта педагогических вузов.

Адресовано художникам-педагогам, искусствоведам, бакалаврам, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям изобразительного искусства, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами художественного образования.






Кроме данного метода изображения с натуры, в реальных училищах был распространен другой, при котором анализ модели велся на основе вычисления положения опорных точек ее контура. Практически изображение велось на основе вспомогательного «прямоугольника ограничения», применение которого несколько позднее было описано М. Поповым.

Способ построения рисунка на основе использования «прямоугольника ограничения» родился еще в копировальной системе. Копируя с гравюры части лица или тела, учащиеся начинали с ограничения будущего изображения по его высоте и ширине вертикальными и горизонтальными линиями, на которых затем отыскивались точки, принадлежащие контуру изображения.

В геометрической системе этот метод был применен уже к анализу натуры. При рисовании того или иного предмета на бумаге сначала строился вспомогательный прямоугольник, соотношения сторон в котором соответствовали соотношению величин расстояний между крайними точками видимой формы предмета по вертикали и горизонтали. Затем в нем на основе сравнения между собой проекционных величин посредством визирования карандашом[8], находились места опорных точек контура предмета, по которым почти механически строились изображения. Этот метод изображения считался универсальным – пригодным для рисования любых предметов плоской и объемной форм.

Метод вписывания изображения в «прямоугольник ограничения» в корне отличается от методов на основе наблюдения натуры, предложенных в свое время А. П. Сапожниковым. Он не мог способствовать развитию у учащихся специфического зрительного восприятия, не развивал пространственного мышления. Рисование геометрических каркасных тел также не учило воспринимать поверхность и объем предмета в целом, а нацеливало все внимание рисующих на контур.

Третья ступень обучения, как уже было сказано, состояла в изображении с натуры гипсовых слепков с орнаментов, ваз, частей лица, масок, частей человеческого тела.

В реальном училище учебный материал 1 ступени обучения составлял содержание занятий рисованием в первом классе, учебный материал 2 ступени – содержание занятия во втором классе; в остальных классах проходился учебный материал 3 ступени.

Большая забота в реальных училищах проявлялась в отношении выработки чисто технических умений и навыков: проведения линий различного характера и направления, тушевания теней. Задания были длительными. Так, на рисование с натуры гипсового орнамента, маски или головы нередко отводилось целое полугодие.

При выполнении рисунков учащимся зачастую разрешалось пользоваться чертежными принадлежностями и инструментами. Например, в одном из пособий того времени можно прочесть следующее: «Первоначальное рисование без линейки мы вообще считаем лишней потерей времени, потому что рука приобретает некоторую определенность в движениях лишь около двенадцатилетнего возраста».

На занятиях рисованием в реальных училищах использовались и другие механические приспособления, например, «рисовально-натурный проверочник» – стекло, разграфленное на квадраты, через которое рисующий смотрел на натуру.

В обучении рисованию злоупотребляли визированием. Последнее являлось не средством проверки правильности глазомерных определении, а предваряло построение рисунка, вследствие чего рисованию сообщался характер механической деятельности. Рисование красками отсутствовало.

В декабре 1689 – январе 1890 г. состоялся съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. По его ходатайству уже в 1890/91 учебном году рисование было вновь включено в учебный план мужских гимназий и прогимназий. На него (без чистописания, с которым рисование было соединено в один учебный предмет) выделялось в приготовительном, первом, втором и третьем классах по 2 урока в неделю.

Хотя в остальных классах рисование в обязательном порядке не преподавалось, но в объяснительной записке к учебным планам 1890 г. говорилось: «Желательно, чтобы занятия этим предметом не прекращались и в последующее время, а ученики, начиная с 4 класса, продолжали бы, хотя и необязательно, по мере способностей, занятия рисованием».

В том же 1890 г. вместе с некоторыми изменениями в учебных планах гимназий были утверждены и примерные программы предметов гимназического курса и среди них – программа по рисованию.

Она выглядела следующим образом:

Приготовительный класс (2 урока в неделю).

Рисование по сетке линий и фигур в виде плоского геометрического орнамента:

1) бордюры из ломаных, вертикальных и горизонтальных линий и т. д.;

2) прямолинейные симметричные звездообразные украшения: четырех– и восьмиконечные, размещенные в квадрате, в треугольнике, восьмиугольнике, шестиугольнике.

Первый класс (2 урока.)

Рисование плоских прямолинейных и криволинейных фигур от руки, без вспомогательных средств: квадрат в двух главных положениях;

1) равносторонний треугольник;

2) правильный восьмиугольник, образуемый сочетанием двух квадратов;

3) правильный шестиугольник, образуемый сочетанием двух равносторонних треугольников;

4) круг;

5) эллипс;

6) овал;

7) правильные кривые (спираль, сочетания в виде орнаментальных завитков);

8) розетки в круге.

Второй класс (2 урока).

Рисование с моделей геометрических фигур и тел в перспективном сокращении:

1) квадрат в вертикальном положении и сокращающийся на главную точку схода;

2) то же, но квадрат обращен углом вверх (диагональ направлена к главной точке схода);

3) круг в сокращении, в вертикальном и горизонтальном положениях;

4) два концентрических круга в сокращении;

5) куб в сокращении на главную точку схода;

6) куб в сокращении на точку отдаления;

7) куб в сокращении на случайные точки;

8) призмы: шести– и восьмигранная;

9) пирамида четырехгранная.

Третий класс (2 урока).

Рисование моделей геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) и простейших рельефных орнаментов с гипсов. При рисовании геометрических тел и орнаментов требовалась, по возможности, тушевка.

К этой программе прилагалась объяснительная записка, в которой, в частности, говорилось: «Преподавание рисования должно иметь целью развитие сознательного зрения и уменья правильно изображать доступные для всяких способностей видимые формы. Вместе с тем оно должно содействовать эстетическому образованию учащихся, развивая в них изящный вкус, при помощи хорошего выбора учебных пособий, служащих для непосредственного срисовывания, так и для наглядного ознакомления учеников с образцовыми произведениями искусства».

Чисто механические упражнения не допускаются ни под каким предлогом. Оригиналы заменяются вначале рисунками учителя на классной доске и стенными таблицами, а затем – рисованием с натуры. «В приготовительном классе рисование происходит по линованной сетке из квадратов, с расстоянием не менее одного сантиметра; во всех же остальных классах ученики должны рисовать на глазомер, не употребляя линейки, циркуля, полосок бумаги и т. д. Исключение допускается лишь для перспективных задач, при исполнении которых достаточно бумажной линейки, служащей в то же время меркой вместо циркуля. Поправки ученических рисунков должны быть словесные; технические же, в случае необходимости, делаются на полях рисунка».

Как видим, программа 1890 г. для мужских гимназий порывала с копировальной системой обучения и строилась как «геометрическая», хотя в несколько другом варианте, чем в реальных училищах. Так, в ней отсутствует рисование проволочных моделей геометрических фигур и тел; необязательна, а лишь желательна тушевка, которая так много отнимала времени в реальном училище. Эти различия объясняются как разными образовательными целями учебных заведений, так и различным количеством учебного времени на рисование. В реальном училище на него вместе с черчением выделялся 31 урок в неделю[9], а в гимназии – 6 уроков, с приготовительным классом – 8.

Вместе с тем, как и в реальном училище, в программе для гимназии очень большое количество времени (занятия в приготовительном и первом классах) отведено на рисование не с натуры, а с таблиц, что имело значение лишь для выработки чисто технических навыков.

Что касается женских гимназий и прогимназий, то в них и после 1890 г. рисование оставалось необязательным учебным предметом. Однако для желающих его преподавали во всех классах: в 1–7 по 2 урока и в 8–1 урок в неделю; при этом отдельной платы за них от родителей не требовалось.

Содержание и методы преподавания рисования в данных учебных заведениях принципиально не отличались от занятий в мужских гимназиях, так как Министерство народного просвещения рекомендовало пользоваться программой 1890 г.

Кроме женских гимназий рисование преподавалось также в различных институтах благородных девиц, хотя и было необязательным: отметка по рисованию при переводе из класса в класс и при выпуске из учебного заведения во внимание не принималась. Занятия велись по геометрической системе, однако в свободное время, в системе внеклассных занятий, учащиеся, любящие рисование, могли рисовать акварелью цветы, пейзажи и т. д. как с образцов, так и с натуры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методология художественного образования"

Книги похожие на "Методология художественного образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сейткали Аманжолов

Сейткали Аманжолов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сейткали Аманжолов - Методология художественного образования"

Отзывы читателей о книге "Методология художественного образования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.